В облисполкоме обсудили корректировку генерального плана Гродно на ближайшие 10 лет.
Его концепцию представила рабочая группа института БелНИИПградостроительства – и это не штрихи или доработки. Инженеры и архитекторы предложили значительные изменения в генплан. В работе совещания приняли участие председатель облисполкома Владимир Кравцов, заместитель председателя облисполкома Владимир Дешко, председатель Гродненского горисполкома Мечислав Гой, председатель Гродненского городского Совета депутатов Борис Федоров, главы Ленинской и Октябрьской администраций Гродно Иван Курман и Олег Белинский, руководители управлений облисполкома.
16 лет без корректировки
– Застройка и развитие Гродно ведутся по образцу генерального плана 2002 года, а он не мог учесть многих существенных изменений, – сказал в начале совещания Владимир Дешко. – Например, планировалось, что к 2020 году уровень автомобилизации в Гродно составит 200 автомобилей на одну тысячу жителей, но уже к 2006 году эта цифра составила 280 автомобилей, сегодня – порядка 500. Это уже европейский уровень автомобилизации и самый высокий в Беларуси.
В городе появились так называемые контурные земли, на которых можно возводить новое жилье и другие объекты. Корректировку нужно вносить еще и потому, что из Лапенок в Ратичи передислоцируется воинская часть, а на ее месте начнется застройка жилого на 65 тысяч жителей. Из сельхозоборота – под застройку Председатель горисполкома Мечислав Гой на всех уровнях поднимал проблему нехватки земель для нового строительства, поскольку в черте города сеют и пашут, растят урожаи. Ситуация несколько меняется в связи с поправками в генплан на последующие десять лет. Только в , Погораны-Кошевники из сельхозоборота уже вывели примерно 270 гектаров земли, для застройки всех 12 микрорайонов Барановичи из сельхозоборота еще выведут 210 гектаров. Более 150 гектаров земли нужно предоставить для застройки районов индивидуального жилья в Зарице. Из оборота отдадут и земели под строительство нового производства ОАО «Гродно Азот». Всего под возведение жилья в Гродно предусмотрен вывод из сельскохозяйственного оборота 504 гектаров земель.
Между тем, город избавляется и от всего ветхого. Кое-где предстоит большой снос объектов, будь то неиспользуемые здания складов, а в Ольшанке – закрытая животноводческая ферма около бывшей деревни Большая Ольшанка. Там, согласно генеральному плану, появится детский сад в новом застраиваемом высотном районе. Площадки для возведения жилья нужно освобождать во многих районах города со сносом усадебной застройки. Так, сносу подлежат более 50 домов, –28 домов, – 33, на продлении – 20, , около полутора десятка. Снос усадебного жилья предусмотрен на улицах Белуша, Лидской, Щорса. Зарезервированы земли для расширения кладбища в Аульсе. Два гектара земли в этом районе отводится под возможное строительство крематория. построят, старые реконструируют
Как сообщил Владимир Дешко, решается вопрос о начале работ по расширению неэксплуатируемого одноколейного железнодорожного моста в районе Кошевников до четырехполосного автомобильного. Проект представляет собой масштабный с сопутствующей дорожной инфраструктурой. В связи с этим до него будет продлена из микрорайона Вишневец, а дальше на первом этапе от моста пойдет дорога до автомагистрали М6 со строительством там многоуровневой развязки. По этому мосту пойдут потоки автомобилей из микрорайонов Вишневец и Ольшанка.
Назрела необходимость реконструкции 50-летнего моста через Неман по до шести полос движения, а также капремонт . Большое строительство внесет корректировки в городской трафик. На время ремонтных работ там, возможно, полностью закроют движение транспорта. Смягчит в этом случае проблему строительство еще одного моста через Неман в районе деревни Соловьи Гродненского района. Это завязано не только на продлении , но и на доставке мела с карьеров Гродненского комбината строительных материалов, которые расположены на противоположной стороне реки. Продлят улицы, построят развязки Обновленный генплан затрагивает, похоже, все дорожные артерии и слабые места Гродно. Корректировка предусматривает продление на 800 метров проспекта Строителей в сторону моста через Неман с сооружением там кольцевой развязки. Развязка предусмотрена и при продлении на 2,5 километра до . В Понемуни, где после сноса радиовышек освободилось более 10 гектаров земли, предусмотрено возведение комплекса жилых домов-высоток, снос гаражей, а также строительство многоуровневой развязки на пересечении и . Эти задачи прописаны в генплане Гродно до 2030 года. Также намечено продление в сторону , что позволит двигаться транспорту по продленной улице Гаспадарчей, и тем самым снять часть потока транспорта с . У разработчиков поправок в генеральный план есть своя концепция по продлению проспекта Лебедева от путепровода по пустырю в сторону . Спорным было обсуждение строительства дублера . Минчане считают, что дублер должен быть пешеходным с обзорными площадками. У гродненцев свое видение проблемы: дублер снимет проблемы движения транспорта через исторический центр, по обеим улицам только одностороннее движение. Неодинаковое мнение и по продлению от старого моста. Минчане предлагают вывести ее до , гродненцы – до кольцевой развязки . Мнение гродненцев перевесило чашу весов. «Золотой» район Антонина Вербицкая, главный специалист института БелНИИПградостроительства, подробно остановилась на застройке нового микрорайона на улице Весенней. По ее мнению, со стороны Коложи нужно строить дома не более 3-5-7 этажей, чтобы они, образно говоря, не доминировали над исторической жемчужиной Гродно. В целом же столичные архитекторы предлагают здесь элитный микрорайон с домами экстра-класса из стекла, металла и бетона. Также поправками в генплан предусмотрено сооружение разворотных колец для городского пассажирского транспорта в каждом новом микрорайоне.
Фото Артема ТУРЛАЯ и Виталия СКВОРЦОВА
Николай ШЛЫК